вторник, 21 февраля 2017 г.

Первая Грузия, 2010

Сразу хочу сказать, что рассказы о поездках нужно таки да, сразу писать, пока свежо, а то я вот села и даже имея «путевые заметки» иногда приходилось долго на них втыкать, прежде чем вспомнить, что же я там имела в виду. Надеюсь таки все скажу, что хотела :).
Это был мой первый сознательный перелет и меня сразу же поразило чувство аэропорта – суета, шум, снующие люди. Но оно же дает и чувство начала приключения, такого себе прыжка в неизвестное, в трехнедельный омут Грузии, как было в нашем случае.

Довольно быстро пройдя все формальности (от перевеса избавились, очереди минимальные), подурачившись возле duty free, мы оказались в зоне между там и здесь. И в этот самый duty free заходили, ознакомились, а Арина до сих пор жалеет о не взятом акционном джине.
церкви ТбилисиВообще, Грузинские авиалинии, как потом подтвердится по прилету наших товарищей – это был правильный выбор. Быстро, мило, комфортно. Грузия встретила нас забавной рекламой билайн на грузинском, мягкой погодой и слегка головной болью, которая впрочем, довольно быстро прошла. И буквально с первых же шагов начала радовать своим радушием и доброжелательностью. В Тбилиси, в автобусах стоят автоматы для оплаты проезда, стоимость 40 тетри (грузинские копейки), сдачи не дают. Так вот, нужной мелочи у нас не оказалось и добрая женщина, видя наше замешательство перед этим аппаратом, без разговоров и просьб о чем-либо с нашей стороны, все сделала сама, даже добавив нам целый ларь совершенно безвозмездно. Я конечно пыталась ей его вернуть, но она отказалась.  Маршрутка сделала нам обзорную экскурсии по городу и привезла на ж/д вокзал, где  у нас была цель купить забронированные билеты для группы. Попав, как водится, в сами кассы не сразу, а немного поблуждав (соединили тут понимаете ли магазины с ж\д вокзалом), мы почти без особых пролем выкупили свои билеты (как оказалось, если бы у нас был номер брони, все было бы быстрее). Но тем не менее все было вежливо и мило. Заставил улыбнуться выясненный факт, что грузины старшего поколения осень любят Киевский торт, и именно его ассоциируют в первую очередь с нашей столицей. Здесь же мы познакомились с двумя ребятами – грузином (хоть убей, не разобрала его имени, даже сокращенного) и россиянином Колей (которого этот самый грузин потом забавно называл Нико). Они любезно предложили помочь донести наши рюкзаки..Эхх, ребята, ребята)), мы бы и сами, но раз вы настаивате..). Здесь проявились грузинские гордость и галантность. Позволить женщине нести тяжелый рюкзак – нет, конечно. Страдать под его весом, но гордо нести и, ни за что не отдать – вот это да, их метод. Плюс еще мы не знали, где наш хостел и это добавило лишних минут 15. Они уже порывались такси взять, но даже водитель не знал толком нужной улицы, и все равно все бы не влезли. Наши поиски увенчал звонок хозяину хостела и его согласие нас встретить возле метро. Мы бы конечно сделали это гораздо раньше, но молодые люди утверждали, что знают куда идти. Наши рюкзаки их видать так доконали, что они просто чуть ли не вручили один из них встречающему. Тот тоже был «безумно счастлив», но как истинный грузин не отказался и всего лишь сказал, что видать заниматься собой ему нада.
Церковь возле метро Авлабари

Хорошо иногда, когда случаются накладочки всякие. Благодаря одной такой нас поселили не в шумном хостеле (что в целом не так уж и плохо было), а в квартире хозяина. Правда сам хозяин должен был появиться только к вечеру, поэтому мы приняли душик, вооружились картами и пошли осваивать город. Буквально сразу мы сделали то, что я вычитала как совет по лучшему времяпровождению в Тбилиси – мы заблудились. Зато во время этого блуждания мы выяснили, что в Грузии совсем игнорируют пешеходов (даже на переходе нас чуть не сбили), чудно поели сыр с лавашом в скверике, сделали открытие, что грузинская боржоми в подметки не годиться украинской, обнаружили симпатичный парк с фонтаном,
и наконец, более менее поняв, где мы - вышли на проспект Руставели, как я поняла – главную улицу города. Здесь была красивая церковь, каскадный фонтан, милая кафешка с волшебными пирожными и затем Площадь Свободы с величественной золотой статуей Георгия Победоносца. Вверх от нее мы нашли чудную улочку, которая напомнила мне улицу Ольги Кобылянской в Черновцах – узкая, с похожими зданиями, фонарями и лавочками.

улица Тбилиси

Вообще, Тбилиси в этом плане – уникальный город – его разные кусочки ассоциировались у меня с разными городами. А под площадью Свободы – очень оригинальный переход, там на стенах изображены разные части Грузии и страницы из ее истории. Очень патриотично.
мост мира в Тбилиси
  А дальше мы совсем не неожиданно встретились с утренними  местными знакомыми и гуляли уже с ними. Гуляли много, нам то что, мы привыкшие, а они удивлялись. Плюс еще выяснялось периодически, что начитавшись интернета перед этим, куда пойти мы иногда знали лучше их. Но это не мешало нам выспрашивать у них всякие интересные и просто подробности. Прошлись мы мимо армянской церкви, поднялись на крепость Нарикала на священной горе Мтацминда, откуда прогулялись возле статуи Грузии-матери – аналог нашей бабы с мечем. По пути к крепости наблюдали уникальный кадр – большая луна и светящаяся церковь рядом. Завораживающее зрелище. Эхх, фотоаппарат бы по мощнее да штативчик…(

вид на крепость Нарикала

Дальше был перерыв на поселение, и стоит сказать от квартиры мы офигели. 3 комнаты на трех этажах со столово-кухней, 2мя душами, 2 мя балконами, хорошеньким ремонтом. И все это по цене хостела. Хорошие иногда происходят случайности. Да. Таки.
Вечер постепенно перетек в ночь в ожидании прилета нашей группы, а кофе перетекло в пиво в сквере с видом на город.
Встреча произошла неожиданно. Мы уже перебрались на площадь Авлабари, где и назначили встречу смской нашим, как вдруг подъезжает Дата, который хозяин квартиры и говорит, мол наши ждут нас у него в хостеле. Приехав туда, выяснилось, что они там чета напутали и поехали по адресу, который я давала им еще в рассылке. Дата был очень рад конечно в час ночи ездить нас искать. А еще дверь в квартиру заклинила, и приехав мы застали Арину и Сергея за тщетными попытками ее открыть. Насыщенный денек. Но хозяина она послушалась, и мы, наконец-то, оказались вместе в квартире, за бокалом, конечно, грузинского вина. Для наших квартира, конечно, была еще большим подарком, так как после 12 часов аэропорта – хостел с американцем Крисом и прочими шумными товарищами был бы еще тем испытанием.
После всего этого на меня накатило какая-то загадочная отстраненность. Сбежала от народа на парапет балкона пить вкусненький местный кофе. Незабываемо – ночь, а затем еще и повторила утром, снующие люди, другой город, другая страна – и я. Не спеша, с чувством, с толком.
Дальше начался разброд. Гулять где-то больше чем 4 человека – это ужасно). У каждого свое видение, каждый тянет в свою сторону. Хотя по степени веселости это конечно плюс. Вначале мы пришли в Сиони (Самеба, Сионский собор) - кафедральный собор Успения Богоматери, крупнейшее культовое сооружение Грузии. Его мощь просто поразила. Монументально и все на своих местах. Странно, правда, что фотографировать на пороге не разрешили, а на территории по идее можно..Разделившись на две группки мы пошли бродить. Обойдя территорию, мы с Ариной уселись на ступеньках возле входа ждать остальных. Я как будто впитывала в себя дух Собора, его мощь. Незабываемо.

Цминда Самеба - Собор Святой Троицы

Дальше мы пошли бродить по городу. Прошли мимо резиденции президента, которую Арина в прошлый вечер обозвала яйцмо из-за соответствующей формы купола здания. Вообще, люблю я, конечно, так гулять по незнакомым городам, без четкого плана, куда ноги приведут. А Тбилиси дает отличное чувство города, такой он своеобразный, живет своей жизнь и приятно приоткрывать его тайны.
Так мы добрели снова до проспекта Руставели, а точнее до той его части, которая напоминает Киевский Крещатик..И тут у меня обострилась болезнь под названием Шняяяжкиии)). Там у них столько вкусного, иногда меня приходилось оттаскивать буквально за руку, а то деньги бы все ушли моментально)). Обнаружив, что фуникулер, к которому шли – закрыт, мы поехали парк Мтацминда на маршрутке. Ехали весело, общались с девочкой, которая нам записала даже грузинские ходовые слова. Все-таки гостеприимные и положительные у них люди.
в парке Мтацминда
У входа в парк нас сразу же поразила статуя-фонтан, в виде каких-то замысловатых животных. Да и сам парк хорош. Дорожки, еще один фонтанчик милый, атракционны, кафешки, обзорная площадка, даже телескоп был поставлен. И панорама оттуда на город открывается замечательная! Подурачившись и побродив, мы решили, что пора уж заняться любимым делом Крошек и К, а именно – поесть. Найдя со второго раза какое то заведение быстрого американского питания, в котором на удивление оказались хачапури, мы не преминули их заказать..Знать бы еще, что хачапури у них размером с пиццу среднюю, и состоит из 6ти кусочков. То есть одного на двоих-троих вполне хватило бы. Мы же заказали чуть ли не каждый себе. И когда их начали один за одним приносить, мы начали офигевать..))  Но помня девиз «нихто крим нас» мы осилили почти все, а остальное забрали с собой. Не пропадать же.
Дальше у нас была операция «продукты». Часть поехала на базар, часть искать большой супер маркет. Оказалось – это не совсем легко, они воспринимают большой супермаркет как большой базар, и отправляют куда то не туда..

Встретившись после этого дома, мы мило поспали, немного поели, почти расфасовали продукты под чутким руководством завхоза и решили, что нала немного прогуляться перед сном. Ночной Тбилиси – это отдельное удовольствие, это мы еще в прошлую ночь заметили. Все церкви и многие здания подсвечиваются, после 12ти город ни разу не спит, ночная жизнь только начинается. На часах час ночи, трафик как днем. Приятно гулять в общем, да.
Светицховели в Мцхете а следующий день  у нас был запланирована поездка по близлежащим достопримечательностям. По данным предварительной инет разведки маршрутки в нужном нам направлении ходили от метро Дидубе. Однако приехав туда, все оказалось не так уж и просто – маршрутки да, были, но надписи то все на грузинском. Но группа туристов европейской наружности явно выделялась на общем фоне, и к нам сразу же начали подходить представители местной сферы автоуслуг с вопросами. В итоге договорились мы с одним, что он нас повезет в Гори, Уиплисцихе и Мцхету. Сумма была вроде бы разумная, как на восьмерых человек, плюс он ждал еще нас везде.
Первой нашей остановкой была Мцхета, древняя столица Грузии (1е тысячелетие до н.э даже) с его величественным Светицховели (дословно переводится как животворящий столп), который является главным собором всей Грузии, ее духовным символом. Внешне меня он, если честно меньше впечатлил, чем Цминда Самеба, но атмосфера внутри очень хорошая. Я вообще все церкви оцениваю по атмосфере. Если хочется остаться и просто находиться, значить да, оно. В Светицховели это было. И еще мы там наблюдали встречу какого-то важного лица служащими собора. Так все чинно.
Дальше мы забрели через прокладывание каких-то труб к берегу реки. Слияния Арагвы и Куры было чуть по-дальше, да и сам берег был не живописный, поэтому мы быстренько оттуда ушли.Уже из окон маршрутки мы посмотрели еще одну достопримечательность Мцхеты – крепость Бебрис-Цихе. Симпатичная издалека, полазить бы еще интересно..Но мы едем в Гори – родину Сталина.
Вообще, в Гори я не горела желанием ехать, так как там вроде бы кроме дома, где родился Сталин, смотреть нечего, но раз уж приехали..
Домик этот Сталина представляет собой старый дом, обнесенный вокруг своего рода защитным сообружением из кирпичных плит. Память вождя они чтят таки. И сзади него симпатишное здание. И вагончик, в котором творил он. А так – ничего особенного.
дом Сталина в Гориредлагался нам еще какой то музей, но мы прогнозировано пошли делать то, что умеем лучше всего – есть. 12 й час, а мы еще не ели..Непорядок. Кафешка выдалась не совсем удачной, музыку нам ставили странную и громко, пока не попросили поставить что то грузинское, ждали заказа долго, девушка по русски не понимала почти, приносила зеленый чай вместо черного и наоборот..Зато заказ был вкусным – хинкали с грибами. Объедение J. И поразвлекались гаданием на кофейной гуще.
По возвращении, водитель предложил нам поесть – мы только переглянулись, улыбнулись и пытались отнекиваться. Но он и сам есть хотел и завез нас в ближайший магагин с по идее вкусными пирожками. Некоторые взяли парочку, и таки оказались вкусными.
Дальше мы поехали в Уиплисцихе, древний пещерный город. Красивый. Часть наших взяла экскурсию, мне же с Ариной захотелось просто побродить. Необычное ощущение, бродить еще и разувшись, по древним каменным сооружениям. При наличии фантазии можно додумать историю залов, стен, помещений, представить себя на месте жителей. Еще там древняя маленькая церквушка есть и ежевику мы обнаружили, прям со стен свисающую. Пришлось немного заняться скалолазанием

Пещерный город УиплисцихеА потом мы спустились через тоннель в камне к реке, посидели, помедитировали, ноги помочили. Хорошее, в общем, место, мне понравилось.

После этого были снова закупки, довольно шустрая упаковка и снова променад по городу. Не трудно будет догадаться в поисках чего?)) Правильно – места, где поесть. Это было нечто, скажу я вам. Все минусы гуляния большой толпой умножаются на два при поисках кафешки. Одному темно, другому светло, третьему дорого, четвертому шумно, и так – до бесконечности. И, в конце концов, сели мы в не самую хорошую. Народу много, официанток мало, бокал разбила, бульон мой не принесла, плюс вообще как то испортилось настроение. Даже пить не хотелось. Народ здесь попробовал чачу, отказалась.
Кое-как поев и направляюсь в сторону дома – мы решили разделиться. И впятером пошли гулять. Первым делом зашли в первое попавшееся заведение, где заказали кофе, и я – мегрули (этот как хачапури, только сыр сверху). Воот, наконец то вечер начал налаживаться. Официантом был милый мальчик, который тоже по-русски не понимал, но хоть приносил все как надо. То ли по этому, то ли по тому, что я слопала три кусочка этого мегрули и раздобрела – я не просто напомнила им о не включенном в счет сырном чуде, но и на чай оставила больше, чем следовало.
Ээхх, вот теперь совсем хорошо стало. По этому поводу мы и гуляли по городу до четырех утра. Обходили много улиц, снова поднялись на крепость, подурачились возле фигур на мосту. Были конечно мыслишки встретить рассвет возле крепости, но усталость взяла свое.

Последний день в Тбилиси был несколько сумбурным. Часиков в 11меня разбудил звонок Троля, они почему то поперлись на жд вокзал. Координировали и направляли мы их долго, как то не совпадало у нас виденье встречи. А когда, наконец-то, полное единение группы произошло, квартира превратилась в небольшой армагедец. Всего этого бедлама я не выдержала, взяла Юлю и Арину и отправились на поиски желаемого еще со вчерашнего дня бульона. В этот раз мы не были столь переборчивы в выборе места, и сели почти сразу же, пусть и с уклоном в африканскую кухню. Но куриный обалденный бульон они нам приготовили. Заказали еще какое то блюдо из баклажанов, но мне оно как-то не пошло. А чаи были вкусные.
ботанический сад Тбилиси

Дальше мы пошли в ботанический сад. Хорошее место, только вот, чтобы попасть к нему, надо пройти по дорожкам, которые я бы в жизни не догадалась, что ведут в общественное место. Главной достопримечательностью сада является несколько метровый фонтан. Решили с Ариной, что надо будет на обратном пути в Украину заглянуть сюда с бутылочкой вина. Если будет время. Ээхх, знали бы при каких обстоятельствах появится это время..
Еще в этот день мы посетили милую кафешку с видом на Тбилиси, полюбовались оттуда закатом, поели вкусного мороженого. Такой вот это был завершающий чудный аккорд рандеву с Тбилиси.

ужин с видом

Дальше было выселение, вокзал, жаркий купейный поезд, который повез нас в Сванетию, основную цель визита и следующую историю.
Краткий вывод: в Грузии надо есть сыр и все, что с ним связано, пить вино, кофе и борждоми, и гулять, гулять, гулять. Впитывать в себя все, что попадается, открываться навстречу ему, запечатлевать, запоминать. Чтобы потом согреваться увиденным или привезенным еще долгое время.